Новости Вернуться к списку новостей
02.02.2018 |

Формирование ответственности у ребенка. БЛОГ Марины Сорокиной, координатора Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова

Поделитесь этой новостью

 «Она совершенно безответственна. Ей уже 14, а доверить ничего не возможно!»

«Ему нельзя поручить элементарных дел. Или совсем не сделает, ссылаясь на то, что забыл или сделает так, что все нужно переделать!»

Формирование ответственности у ребенка. БЛОГ Марины Сорокиной, координатора Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова
ФОТОГАЛЕРЕЯ 1 фото

«Он уже в пятом классе, а я все еще складываю ему портфель каждый вечер!»

«Она ничего не ценит! Мы купили ей дорогой телефон, а она потеряла его через неделю!»

«Я уже так больше не могу! Сделайте с этим что-нибудь!»

С такими или похожими запросами родители достаточно часто обращаются к детскому психологу. 

Уважаемы родители!  Не существует гена под названием «ответственность».  Рождается малыш с некоторыми склонностями к рисованию или математике. Ответственность или безответственность формируется вами. Конечно, каждый из вас любит своего ребенка и желает ему самого лучшего.  Если навык выбирать и отвечать за собственный выбор, за совершенные или несовершенные действия не сформирован в детстве, ребенок столкнется с разными проблемами во взрослой жизни.  Что способствует формированию ответственности у ребенка, а что, напротив, тормозит этот процесс?

Стремление к самостоятельности заложено у каждого человека с самого рождения. Еще до года малыши стараются забрать у мамы ложку и есть самостоятельно, пытаются сложить пирамидку без помощи взрослого. Если, конечно, вы позволяете.  Безусловно, быстрее самой накормить кроху, чем показывать, как правильно держать ложку и убрать кашу, которая не попала малышу в рот. Если мама терпеливо и спокойно поддерживает кроху в начинании, через некоторое время малыш осваивает навык и с большим удовольствием ест самостоятельно. Если момент упущен, ребенок теряет интерес, и маме еще долго придется его кормить.

Дети чуть постарше очень любят помогать родителям. Скажем, перенести тарелку с обеденного стола в мойку.  Конечно, не все тарелки, чашки и другая кухонная утварь выживут, но именно так начинается привычка к самостоятельности.  Никогда не ругайте ребенка за разбитую тарелку. Если есть какая-то особо ценная посуда, лучше заменить ее более простой на некоторое время. Кроху нужно обязательно поддержать в начинании, похвалить!  

Все родители помнят возрастной период, проходящий под девизом «Я сам!». Один из важнейших этапов на пути к формированию самостоятельности и ответственности. Позволяйте ребенку действовать самостоятельно, не ругайте за неудачи и будьте готовы прийти на помощь, если понадобится. Не торопитесь сделать что-либо за малыша, дайте ему шанс! Не переделывайте работу за него, при этом упрекая, что сделано не так, как вам бы хотелось.

С самого раннего возраста малышу нужно давать поручения. Скажем, полить цветок из специальной детской лейки. Вначале с мамой, а потом и самостоятельно. Главное, чтобы задания соответствовали возрасту, были по силам.

Ребенку нужно обязательно предоставлять возможность выбора. Самым маленьким – какой фрукт съесть и какую игрушку взять с собой на детскую площадку. Более старшим – с каким мальчиком дружить, в какой кружок записаться, какого цвета куртку купить.

Научите ребенка взвешенно принимать решения. Обсудите тот или иной выбор ребенка. Вместе подумайте о последствиях, к которым может он привести. Дайте возможность принять решение самостоятельно.  Не вините, если решение оказалось неудачным. Подумайте вместе, как можно исправить ситуацию.  Если ничего сделать нельзя, помогите ребенку этот факт признать. Объясните, что каждая ошибка – это ни что иное как часть опыта. И только тот, кто не учится, не совершает ошибок.

Учите ребенка видеть и устанавливать причинно-следственные связи. «Ты вчера недостаточно времени уделил природоведению, не усвоил материал и сегодня получил низкую отметку».  Если из вечера в вечер вы садитесь рядом и выполняете уроки вместе, то домой ребенок приносит ваши оценки, а не его собственные. Ваша задача – помочь, если попросит, а не контролировать каждую написанную строку в тетради! 

Еще одна часто допускаемая родителями ошибка. Если потерянный дорогой телефон через неделю заменяется таким же новым – чтобы сын или дочь были не хуже других детей, то конечно, и второй будет потерян или разбит.

Если вы всегда и все решаете за ребенка, он целиком и полностью будет ожидать, что выбор совершите именно вы. Ну и ответственность, конечно, будет лежать на вас.

Если вы ждете от ребенка полного послушания и контролируете каждый его шаг, он никогда не станет ответственным.

Не торопитесь мгновенно воплощать в жизнь всякое пожелание любимого чада.

Не ругайте и не наказывайте за неудачи. Страх заблокирует естественное развитие.

Не ставьте завышенных требований! Не справляясь с заданием, ребенок потеряет веру в себя.

Будьте последовательны и терпеливы. Доверяйте своему ребенку и обязательно сообщайте ему об этом. Помните, что именно в ваших руках будущее маленького человека.

ИСТОЧНИК

Вернуться к списку новостей
Контакты
Информационные линии:
+38 044 502 52 14
Другая контактная информация
Использование/копирование фото и видео контента, размещенного на сайте fund.fdu.org.ua, возможно с разрешения редакции сайта: press@fdu.org.ua