Горячая линия 0800509001
ru
ru

Общение наставника и ребенка. БЛОГ Надежды Кондратюк, эксперта Фонда Рината Ахметова по проекту «Наставничество»

20.12.2017

Не все из нас рождаются с развитыми коммуникативными способностями. Подобный навык мы приобретаем путем проб и ошибок, успехов и анализа. Часто нам нужно представлять несколько вариантов развития событий, знать, как повести разговор или как избежать ненужной конфронтации с вашим воспитанником.

 

Сегодня хочу поделиться несколькими советами как сделать ваше общение непринужденным и позитивным.


Главное – помните, что вы на своем месте! Вы – Наставник, и у вас важная роль в жизни ребенка. И вы успешно справитесь со всеми вызовами, которые будут на вашем пути.
 

Всегда сохраняйте спокойствие. Это станет залогом правильно принятых решений и поддержкой для ребенка.
В общении используйте мимику и жесты для привлечения внимания и поддерживайте зрительный контакт. Можно положить руку на плечо, можно использовать техники эффективного общения – только никогда не говорите ребенку: «Обычно ты плохо себя ведешь».
 

Если вы взволнованы чем-то – не бойтесь показать свои чувства. Люди переживают разную гамму чувств и это нормально всегда иметь хорошее настроение. Будьте искренними в этом. Покажите своим поведением и скажите словами, вы рады видеть своего воспитанника.


Будьте тактичными, но всегда честными. Например, начните серьезный разговор так: «Юрий, я хочу быть максимально честным с тобой, поэтому не могу промолчать...»

 

Не перебивайте и не подгоняйте своего воспитанника – пусть он говорит в том темпе, в котором ему комфортно. Не ставьте ваш план проведения встречи (если таковой имеется) на первое место.

 

Не будьте слишком назойливым, пусть ваш воспитанник сам говорит на интересующие его темы.
 

Не привлекайте работников заведения для наведения дисциплины – вы потеряете свой авторитет.
 

Уважайте мнение воспитанника относительно его собственной жизни – не говорите: «Это плохо» или «тебе обязательно нужно». Просто дайте ему ошибиться и почувствовать причинно-следственную связь. Научите его видеть связь между действием и последствиями.


Сконцентрируйтесь на эмоциях своего воспитанника, а не на его достижениях. Увидев вашу веру в его силы, он будет стараться достичь большего.


После обсуждения вопросов, волнующих воспитанника, спросите – чем я могу тебе помочь, что ты планируешь делать дальше? Пусть планирует сам, а вы только помогайте.


Если вас не устраивает то, что ваш воспитанник планирует сделать, прежде чем сказать ему об этом, ответьте себе на вопрос: почему вам это не нравится? Возможно это просто ваше восприятие жизни мешает вам согласиться с ним, и его решение воспитанника не повлияет ни на его здоровье, ни на успешность в школе.  Например, прическа ирокез или серьга в ухе – всего лишь деталь внешнего вида и не более. Минимизируйте количество запретов.


Если то, что задумал воспитанник невозможно сделать – объясните ему это. Обрисуйте все детально, показав проблему с разных сторон – чтобы ребенок понял, что задуманное невозможно.


Постарайтесь выяснить, какое еще решения вопроса устроит воспитанника. Покажите, что не все так однозначно и для одной ситуации есть разные варианты решения.


Старайтесь формировать у ребенка навык критического мышления – пусть видит ситуацию со стороны, учится понимать не только плюсы, но и минусы. Для развития этого навыка можно использовать ролевую игру – «меняемся местами», когда моделируется ситуация, а участники выступают сперва в одной, а потом в другой роли. Нужно научиться воспринимать и уметь войти в роль своего визави.


Используйте выражение: «мне надо подумать», «а ты как считаешь?».  Ребенок научится думать перед тем, как что-то делать.

 

Я уверена, что вы черпаете информацию из разных источников и с тематической литературой и не только. Делайте свои записи, не ленитесь и однажды вам пригодятся ваши знания.