Горячая линия 0800509001
ru
ru

Правила и дисциплина. БЛОГ Надежды Кондратюк, эксперта Фонда Рината Ахметова по проекту «Наставничество»

22.11.2017

Везде существуют свои правила, традиции, запреты или обязанности – дома, в институте, на работе. И мы учим детей и придерживаемся сами правил поведения в школе, в магазине, в театре, на улице. Привила и законы упорядочивают и защищают, дают общий знаменатель общепринятого поведения и последствий невыполнения их.

Мы выполняем правила поведения на работе, нам важно быть частью коллектива, важно, чтобы нам не делали замечаний. В некоторых компаниях есть даже свой кодекс поведения, с которым соглашаются все работники. Порой даже четко указано какую именно одежду носить на работу. Соблюдение всех этих правил и требований не составляет для нас большого усилия, ведь мы понимаем, что они составлены для практичной и безопасной среды. Это и есть так называемая трудовая дисциплина.

Так и в заведениях, где проживают наши воспитанники есть свои правила и дисциплина. И мы, как Наставники, должны не только знать и уважать, а еще и выполнять их.

В жизни все строится на правильных отношениях. Для начала предлагаю вам познакомиться с директором и другим персоналом, например, психологом или социальным педагогом. Рассказать о цели посещения вашего воспитуемого. Рассказать о себе – где работаете, чем увлекаетесь и как пришли к пониманию помощи детям через Наставничество. Если будут дополнительные вопросы – обязательно дайте на них ответ. Помните, что искренность и правда всегда помогают строить отношения.

Очень важно время от времени коммуницировать с теми воспитателями, которые смогут ответить на ваши вопросы о воспитаннике.  Например, о его настроении, о том, что он рассказывает о встрече с вами. Есть ли какие-то изменения в его поведении или эмоциональном состоянии. Ведь вы приходите только на час-два в неделю, все остальные время ребенок проводит на глазах у своих воспитателей. Как правило, они опытные и практичны, они хорошо знают поведенческие особенности детей, их предпочтения и то, что их пугает или вызывает негативные воспоминания.

Очень советую вам построить доверительные отношения с работниками учреждения, чтобы вы могли и обратиться к ним за советом, и в то же время получить от них определенную оценку ваших отношений с воспитанником.

Вы должны осознавать, насколько важны практические и сбалансированные отношения между вами и персоналом учреждения. Ведь конфликты – это порождение недоговоренностей и недомолвок, когда кто-то где-то кому-то не объяснил, не сказал или просто неправильно понял сказанное. Если нет выстроенных отношений, можно просто потерять возможность посещать ребенка. Не имея своевременной обратной связи о последствиях ваших встреч – можно навредить ребенку. Скорее всего, вы – не единственный наставник в этом детском доме или интернате. Само понятие «наставник» – не только личностное, но и собирательное понятие. Дирекции будут задаваться вопросами – как влияют наставники на детей? И оценивать будут обобщенно. Поэтому помните, что своим поведением вы строите отношения не только для себя, а и для тех наставников, которые придут вслед за вами.

И так, нам порой так хочется дать советы или внести свои коррективы в воспитание и жизнь детей, рассказать, как лучше и какие современные методы более действенны. Но вы должны понимать, что никто не будет радостно встречать человека, который дает много советов в сфере, где не является специалистом. Какие бы книги не читали или какие тренинги не посещали – будьте рассудительные, не давайте советов и не указывайте никому. Ведь ваш, даже небольшой, конфликт может привести к неприятным последствиям для всех.

В качестве примера приведу реальную историю. В одном из заведений для особых детей, одна хорошая женщина начала свои наставнический опыт. Она очень любила своего воспитанника и желала ему добра. А еще – очень много читала и посещала семинары, консультировалась с другими специалистами. И однажды начала рассказывать обо всем этом воспитателям. Давала советы, говорила, что не так... Однозначно это все было из желания помочь ребенку. И, наверное, в чем-то она была права. Но все ее слова и действия были достаточно эмоциональны, что совсем не понравилось директору по понятным на то причинам. И он дал распоряжение не сотрудничать с наставниками – они мешают спокойно работать. Получается, что личный конфликт одной наставницы породил запрет посещать детей еще для шестнадцати наставников. Хорошо, что в той ситуации были рядом координаторы программы. И был хороший многомесячный опыт других наставников – спорную ситуацию удалось урегулировать.

Общая ответственность за Наставничество, и как будут оценивать результаты – неотъемлемая составляющая ваших наставнический отношений не только с воспитанником, но и с дирекцией заведения.