Горячая линия 0800509001
ru
ru

Решения и ответственность за их последствия. БЛОГ Надежды Кондратюк, эксперта проекта «Наставничество» Фонда Рината Ахметова

12.10.2017

Наверное, один из самых основных навыков, который делает нас взрослым человеком – это способность принимать решения и нести за них ответственность. Размышляя над этим, я поняла, что в процессе принятия решений есть несколько составляющих. Ведь бывает так просто, раз – и решение принято.

Этому предшествует процесс размышлений, колебаний, советов и консультаций. Взвешивание плюсов и минусов, оценки своих возможностей и многого другого.

А что именно побуждает нас принимать то или иное решение? Что становится первопричиной осознания, что я должен сделать выбор, и надо принять решение?

Решение бывают разные – обычные, глобальные, долгосрочные и быстропреходящими: жениться или не сегодня, выбрать будущую профессию и от того соответствующую специальность в ВУЗе, утром съесть яйцо-пашот или омлет, одеть ту или иную одежду. Очень часто мы даже не осознаем сколько решений принимаем ежедневно.

Умение принимать решения это такая «накачанная мышца», этот процесс действительно очень похож на подготовку к спортивным свершениям. И происходит это ежедневно. С детства, от меньшего к большему, в разную погоду, с разным настроением, с помощью взрослого, советы которого мы принимаем – «накачиваем» умения и скорость принятия решений. И опыт, полученный во время принятия решений и несения ответственности за последствия помогает в будущем.

Кстати – непринятие решения, бегство от него и перекладывание на кого-то ответственности это худший вариант все-таки принятого решения. Ведь тогда получается, что вы просто принимаете решение жить по чужой указке. В таком случае будет очень просто отмахнуться: «Как мне сказали – так я и сделал. не моя ответственность – не моя ошибка». Но вам надо понимать, что в случае успеха, это будет и не ваша победа или жизненный опыт.

Думаю, все согласятся со мной, что нашим воспитанникам нужно помочь научиться принимать решения. Понимать, как правильно выбрать одно или другое, ведь это повлияет на их настоящее и будущее. При этом очень важно осознавать и не преувеличивать свою роль как Наставника – не мамы или папы, а именно того ответственного взрослого, который через дружеские отношения может передать свой жизненный опыт. Опыт для принятия решений, несения ответственности, побед, жизненных уроков, опыт ежедневный, который так необходим для взрослой жизни. И тот опыт, которого так не хватает детям, которые воспитываются в условиях «заведения» – в определенном режиме, без возможности выбирать и учиться принимать решения. В них никто не спрашивает: что будешь есть на завтрак? Возможно этот вопрос кажется вам банальным, но этот вопрос следует задавать ребенку уже в двухлетнем возрасте. Это первые навыки принимать решения и нести за них ответственность, ведь «заказав» блюдо ребенок не сможет сказать «не хочу», ты же сам выбрал, не так ли? А с возрастом будет все больше и больше возможностей в принятии решений – выбор одежды, игрушек, мультике, времени, когда делается домашнее задание и другое. Конечно, я сейчас о наших детях, которые живут с нами каждый день.

Чтобы больше понять, как мы можем помочь нашим воспитанникам я предлагаю вам начать с себя, вместе опишем причины и первооснову решений, с чего все начинается? Можете рассказать о первом самостоятельно принятое решение – сколько лет вам было тогда? Что помогало или мешало в процессе принятия решения? Что было важным для вас? Какие уроки вы можете выделить, смотря на то решение уже с высоты прожитых лет? Что хорошего ли хорошего сделали для вас окружающие? Как их советы повлияли на вас?