Горячая линия 0800509001
ru
ru

СОВЕТ НАСТАВНИКАМ: как подготовить ребенка к ВНО?

26.05.2017

На этой неделе в Украине стартовало Внешнее независимое оценивание (ВНО). Это сложный и важный период для каждого выпускника. Участники проекта «Наставничество» – не исключение. Поэтому Екатерина Степанина, координатор проекта  «Наставничество» Фонда Рината Ахметова в Мариуполе, подготовила для наставников рекомендации по подготовке детей к ВНО:

Проанализируйте, вместе с ребенком, что он знает, а что нет

Есть главный совет при подготовке, причем не важно, как скоро предстоит экзамен. Первым делом необходимо провести анализ всех знаний, которые есть на данный момент. Это важно, чтобы решить, каким образом проходить обучение.

Если ребенок не владеет парой тем или вопросов, то выучить их можно и за несколько часов. А вот если пробелов больше, чем знаний, спланировать подготовку несколько сложнее.

Каким же образом наставник может вместе с ребенком, проанализировать его знания и заодно начать учебу? Возьмите большой лист бумаги и выпишите на него все‚ что нужно выучить и сдать. Теперь определите‚ что здесь главное и срочное‚ а что второстепенное.

Как это сделать? Здесь возможно несколько вариантов:

  • по хронологии. Логично начать с тех вопросов‚ знание которых потребуются в первую очередь. Важно только ограничить себя временными рамками – например‚ по пять дней на каждую тему.
  • от простого к сложному. Возьмите маркер и отметьте в списке те задания‚ которые ребенку легко и приятно будет выполнить прямо сейчас. Начните с них. Осознание того‚ что дело сдвинулось с мертвой точки‚ даст уверенность в собственных силах.

Наставник должен стать тайм-менеджером

Прежде чем приступать к учебе, вместе с ребенком, грамотно организуйте время и поставьте цели – конкретно распишите, что вы будете делать в конкретный день и час. Если вы садитесь за стол с размытой целью, то лишаетесь важного стимула – чувства выполненного долга при поставленной цели.

Старайтесь планировать вместе с ребенком в деталях свою неделю и день – начните с составления списка задач. Потом определите, сколько времени займет выполнение того или иного дела, когда начать и завершить поставленную задачу. В конце дня не забывайте сверяться со списком.

Помните о времени. Разделите оставшееся время на количество пунктов в своем списке задач, и определите временной лимит‚ который нельзя превышать.

Общаясь с ребенком, вы вероятно уже выяснили, кто он: «жаворонок» или «сова». В зависимости от этого планируйте, в какое время ваших встреч, вы будете заниматься самыми сложными предметами, а когда самыми простыми и любимыми. В какой день недели.

Пишите шпаргалки

Мы, конечно, не рекомендуем использовать шпаргалки на ВНО или других экзаменах, но писать их все равно полезно. Знания распределяются в голове по нужным полочкам, а мозг фиксирует самую важную информацию. Чтобы ничего не потерять‚  заведите для ответов-шпаргалок отдельную тетрадь или папку.

Отдыхайте вдумчиво

Помимо работы и учебы, всем нам хочется иметь свободное время. Многие из нас не умеют отдыхать: или просто не могут отключиться от дел и расслабиться. Как бы то ни было, к отдыху следует подходить вдумчиво: выделите время для встреч расслабляющих, релаксирующих, где можно будет поговорить о чем-то спокойном, легком, приятном. Также хорошо отвлечься помогают занятия спортом. Не забывайте‚ что даже в самую напряженную неделю нужно не только грызть гранит науки‚ но еще и спать‚ заниматься спортом. Научите ребенка переключать внимание осознанно.

Заведите календарик

Чтобы избежать соблазна прекратить работу, используйте настольный перекидной календарь, в котором ежедневно зачеркивается сначала одна половинка дня, потом – другая. В результате ребенок сам будет отмечать ход времени и начнет понимать, насколько оно ограниченно. Календарик не даст вам расслабиться. На время‚ которое вы решили уделить занятиям‚ избавьтесь от всех отвлекающих факторов. Отключите свой мобильный телефон, попросите тоже сделать ребенка.

Собирайте информацию

Постарайтесь раздобыть все материалы‚ которые есть по нужному предмету. Для поступающих неоценимо значение тестов ВНО, которые есть в электронном виде. Оцените объем информации‚ который предстоит изучить. Даже если он покажется огромным‚ опускать руки нельзя. Сейчас главное – правильный настрой и самодисциплина.

Ставьте достижимые цели

Возьмите лист бумаги и изложите на нем все проблемы и пробелы в знаниях ребенка. Подробно опишите все задачи, которые нужно решить за определенный период.

Для чего это нужно? Еще античные философы заметили, что письмо организует мысль, а современные психологи сумели доказать, что прописывание и прорисовывание любой проблемы помогает найти короткий и эффективный путь ее решения.

Говорите понятно для ребенка

Объясняйте материал «живыми картинками». Дело в том, что художественная литература и телевизионная передача подают материал, оперируя образами – живыми картинками, персонажами, имеющими свои образные характеристики – цвет, форму, движение и т.д. Язык науки – понятия и цифры. Под одно и то же понятие можно подогнать любой образ, но нашему мозгу сделать это гораздо сложнее, чем получить готовый. Тем не менее, чтобы ребенок хорошо усвоил и понял материал, ему, вместе с наставником, придется наглядно и в деталях представлять себе все то, о чем пишут в учебниках. С такой целью можно найти иллюстрации. Поработать с ресурсной базой наставника, ведь у каждого из нас есть друзья и знакомые, которые могут подсказать, дать опорные точки. Фантазируйте, опираясь на характеристики в пособиях. Штудируйте учебную литературу вместе с детьми. Вспоминайте свои школьные годы, ведь все это когда-то было и с вами…

Тогда сухие понятия вы сможете связать в сознании ребенка, с вполне реальными «картинками». Так, рано или поздно структурный скелет необходимого предмета, дисциплины, в сознании ребенка начнет «обрастать мясом». Каждое из понятий потянет за собой цепочку других понятий, формул и образов. Важно ребенка регулярно возвращать к разделам и подразделам пройденного материала и работать в контексте проверки пройденного вместе с ребенком, задавая вопросы: «все ли ему ясно?», «ничего не упущено?», «как это соотнести с другими разделами?» и т.д. Если что-то не ясно, упущено или с чем-либо не соотносится – ищите дополнительную информацию. Вероятно, она есть в учебнике, просто раньше вы не обратили на нее внимания.