Горячая линия 0800509001
ru
ru

Одна комната и два вида камней. Напутствие наставникам

20.11.2016

Будущие наставники детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, участники проекта «Наставничество» Фонда Рината Ахметова, уже скоро познакомятся со своими воспитанниками. Сейчас все они волнуются в ожидании первой встречи. Координатор проекта в Святогорске Екатерина Степанина искренне переживает, чтобы все получилось и обращается к наставникам с напутственными словами.

Дорогие Наставники, так много уже пройдено. После тренингов вы вдохновлены, знания свежи в памяти и вы полны энтузиазма. Набираем обороты, переходим на следующий уровень – совсем скоро состоится ваша первая встреча с ребенком. Волнующая неизвестность… Как все это пройдет? Что будет дальше?

У нас есть цель. Общая. Мы живем ею. Каждый день слышим от вас – расскажите о нашей паре. Скажите, а ребенок уже знает обо мне? С какой радостью и волнением, вы приезжаете к нам на подписание договоров. Обычная вещь, кажется, получил, прочитал, подписал.  Однако, в глазах читается радость какой-то новизны, как будто первоклассник совершает свой первый важный шаг – идет в школу.

Мне в свою очередь, хочется внести еще один штрих – небольшое напутствие. Чтобы потом, в добрый путь…

Будьте самими собой! Вам не нужно вырабатывать заунывный, дрожащий голос, подходящий для чтения нотаций. Не нужна и серьезность, напыщенность, вам не нужно хмурить лоб и набирать полную грудь воздуха, стараясь подчеркнуть свой авторитет. Вам просто нужно быть теми, кто вы есть. Попытка подражать чужому стилю или манерам только понизит у ребенка  интерес к вам.

Дети сразу не смогут принять вас, возможно, по началу, будут относиться с опаской. Нужно время. Оно помогает строить отношения. Пройдет период первых встреч, и они заметят, что вы остались в их жизни. Участвуете в их проблемах, и не являетесь той очередной ширмой, за которую обычно скрывают все колкости и нелепости, чтобы хоть на время снизить ощущения внутренней боли, а затем, чуть позже, эта ширма снова падает. Позвольте им увидеть себя настоящего. Им будет нужна помощь или совет, они будут искать не чье-то подобие, а настоящую, неподдельную личность, которая в виду некоторых причин заинтересовалась ими. Они захотят узнать – почему? Что заставляет вас быть рядом, безусловно принимать их, что вами движет?

Конечно, будут такие моменты, когда вам придется войти в образ какого-нибудь героя, чтобы ярче выразить свою мысль. Но в целом, тот человек, которого эти дети хотят видеть рядом с собой, должен быть тем же, кого они могут увидеть в повседневной жизни, без маски.  Не спорю, это трудно, а порой, выглядит так, будто вообще, невыполнимо. Однако, если мы уже здесь, останавливаться и выходить из лодки, проделав такой путь к детским сердцам, было бы нелогично.

Эти дети хотят видеть рядом с собой взрослого, который не боится быть взрослым. Когда они открываются и ищут помощь у старшего друга, они хотят довериться именно зрелому человеку. Они обращаются к тому, кто проявил мудрость и уверенность взрослого человека. К тому, кто не искал их признания, пытаясь вести себя подобно им самим. Я сейчас о том, что нам не обязательно натягивать на себя мешковатые приспущенные штаны с накладными карманами или ходить с серьгой в языке, чтобы найти общий язык с этими детьми.

Расскажу один случай, как по мне, довольно говорящий. Святогорск. «Изумрудный город». Весна. Концерт. На сцене выступали две музыкальные группы. Они приобрели известность в определенных кругах. Когда концерт закончился, дети ринулись к сцене за автографами. Один молодой исполнитель своим поведением и словами дал понять, что он чувствовал свое превосходство над этими ребятами. Он был убежден, что заслуживает славы. Он сказал детям у сцены, что устал от фанатов и группы. И что фотографироваться он не будет. Превосходство этого молодого исполнителя было настолько показательным, что подобные действия просто оттолкнули некоторых его поклонников. Я слышала, как один из находящихся там ребят заметил: «Наверное, он сам и есть свой самый преданный поклонник!»

В другой части сцены была еще одна группа, которая раздавала автографы и общалась с детьми. Вместо того, чтобы убеждать всех рассказами «какие мы крутые», они старались использовать свою известность, чтобы узнать детей, поговорить с ними. Один из членов музыкальной группы минут пятнадцать провел, беседуя с мальчиком, у которого ноги были с рождения разной длинны и он плохо ходил. Девушка-солистка группы, села на пол и завела разговор с девчонками-подростками. И дети спрашивали у нее совета. Эти исполнители готовы были выслушать и проявить заботу, участие. Им был важен ребенок. Они видели в нем жизнь. Будущее. Они просто верили в него. В одном зале были собраны полированные камни и бриллианты.    

Кем будем являться мы для этих детей? Просто, попробуйте, станьте для них живым примером того, что и с взрослым может быть действительно интересно. Что взрослому нужно и важно слышать ребенка. Быть в его жизни. Именно вам предоставляется эта возможность!