Горячая линия 0800509001
ru
ru

Илья Воеводчук: «Наставник – это тот человек, который скажет тебе: «Я в тебя верю»

30.07.2016

– Я могу назвать себя счастливым человеком – я состоялся, – рассказывает Илья Воеводчук. – Занимаюсь любимым делом, творчески реализую себя, материально обеспечен. Я имею все, что мне необходимо: крышу над головой, еду, одежду, здоровье, друзей и делаю то, что мне нравится. Благодаря одному человеку – наставнику, я все это обрел сам и научился любить и ценить свою жизнь.

27-летний Илья – тот парень, для которого слово «наставник» – не просто слово, а личный опыт, которым он согласился поделиться с порталом «Сиротству – нет!».

«С каждым годом мы с мамой все больше отдалялись друг от друга»

Илья – сирота с рождения. Родители оставили его в роддоме, и он даже не помнит, где это было. Парень не знает, дата дня его рождения, которая стоит в паспорте, – это и правда его день рождения, или ее дали ему приемные родители. Помнит только дом ребенка, в котором он воспитывался до четырех лет, где у него не было даже имени. Нянечки обращались к нему, как и к другим деткам, которые были для них просто хлопотной низко оплачиваемой работой: «Эй, ты, поди сюда!»

А потом его усыновили. И он сначала подумал, что забирающая его из этого неуютного места пара и есть его мама и папа. Все детки хотят так думать. Но родным Илья в этом доме так и не стал. Будто чувствовал, что он в этом доме не навсегда, что это не то гнездышко, куда он будет возвращаться, чтобы погреться, когда вырастет и станет самостоятельным.

– Это было на заре перестройки, тяжелых, кризисных времен, когда СССР развалился и всем было трудно, и Украина уже пережила Чернобыльскую катастрофу, – вспоминает Илья. – От последствий этой аварии на атомной электростанции умер и мой приемный папа, который в числе других ездил ликвидировать последствия взрыва на атомном реакторе. При жизни отец занимал в городе, где мы жили, высокую должность. Его смерть стала для моей приемной мамы тем ударом судьбы, с которым она много лет не могла справиться. Это была утрата мужа, с которым она прожила 27 лет и которого искренне любила, утрата положения в обществе. Да, и утрата собственной работы – тогдашний кризис не щадил никого. Мама стала на биржу труда...

Женщину некому было утешить. Ее родной сын к кому времени вырос, уехал учиться в другой город, где и женился. А усыновленный Илья еще не был тем, который вытер бы мамины слезы. Он так и не раскрылся. Для овдовевшей женщины Илья оставался «неуправляемым» и чужим: баловался и воровал, за что получал от матери по-взрослому и еще больше ожесточался.

– Когда наказывают родного и любимого ребенка, он знает, что его все равно любят, – рассуждает Илья. – А я этого не знал. Не чувствовал. Уже в шесть-семь лет понял, что меня усыновили, что я – не родной. Я бы понял это даже при условии, если бы мне этого не «подсказали». Мама часто роняла неосторожные фразы, которые говорили об этом, да еще и «добрые люди» помогли мне узнать правду. Я получал и еду, и одежду, и образование, но недополучил любви – меня недообнимали, недоцеловали, не дали понять, что меня любят таким, как я есть. Ни родные, ни приемные родители не дали мне любви. Мы прошли с мамой путь «в разные стороны»: от непонимания – до полного отчуждения и даже ненависти. На память от приемной мамы на теле парня остались шрамы и рубцы.    

Илья рос и начинал шалить – назло, еще более ожесточаться и… воровать. Почему-то никто не позаботился парадоксом этого подростка, который учился на «отлично» и с упоением поглощал книги, но… при этом крал! 

– Воровство было моим социальным протестом. Когда я убежал из дома, у меня уже было три условных судимости. К 15 годам в городе, где я вырос, у меня уже не было ни друзей, ни близких, ни привязанностей. Была только обида и «известность» – я часто проходил мимо стендов, украшенных моей фотографией с надписью: «Их разыскивает милиция».

Последней каплей стала фраза приемной матери, которую вспыльчивая, часто срывавшаяся в крик женщина сказала совершенно спокойным, ледяным тоном: «Наверное, мы все были бы счастливы, если бы тебя у нас не было». Услышав это, Илья всю ночь не мог сомкнуть глаз. Он понял, что совершенно чужой, и если уйдет, никто не будет его искать, разве что милиция.

«А теперь скажи правду. Тогда я смогу тебе помочь»

Попутешествовав по разным городам, где подросток продолжал промышлять воровством, Илья попал в Киев. Паренек из удаленного областного центра, никогда раньше не видевший метро, потерялся в мегаполисе и вскоре остался без средств к существованию. Парадокс, но встретившийся ему… милиционер, дал Илье адрес «Службы спасения детей», которая тогда только начинала свою работу. Инициатором её создания был Николай Кулеба. В помещении центра службы шел ремонт. И это было на руку путешественнику: «Я вам с ремонтом помогу, а вы мне заплатите, и я уеду в свой город, где у меня больная бабушка…» Мальчик по привычке наплел с три короба. На удивление никто не стал проверять его историю. Ему тут же дали в руки инструмент, сказав: «Оставайся. А там посмотрим». Илья шпатлевал и красил, мечтая о том дне, когда ему поскорее отдадут оплату за его труд и он сможет покинуть этот враждебный ему мегаполис и переместиться куда-нибудь в привычный городок поменьше, где сможет жить привычной ему уличной жизнью бродяги. А, спустя неделю, в центре появился человек, который стал для Ильи наставником. Мой собеседник просил не называть его имени, так как важно, прежде всего, не кто взял на себя эту роль в жизни Ильи, а то, чего удалось Илье добиться в результате оказанной ему поддержки. Будущий наставник пригласил Илью к себе в кабинет.

Илья снова рассказал уже заученную легенду о больной бабушке и родителях, уехавших на заработки за границу, и попросил с ним рассчитаться. Выслушав его, мужчина сказал: «Классная история! Прямо за душу берет. А теперь скажи правду. Тогда я смогу тебе помочь».

– Я колебался. Не привык говорить правду, так как она была против меня – мне уже грозил «взрослый» тюремный срок, и я представлял, как он сейчас позвонит в милицию, и осматривал окна и двери, планируя, каким путем я буду отсюда бежать, – вспоминает собеседник.

Но взрослый друг – Илья почему-то почувствовал, что у него наконец-то появился искренний друг и союзник – не делал никаких попыток никуда звонить, он продолжал спокойно настаивать на том, что парень должен рассказать правду, и только зная ее, он сможет найти для него выход из этой ситуации. «Сколько ты хочешь денег? 200-300? Я дам тебе 600. Но ты уедешь и вернешься в свою прежнюю жизнь. Или же ты мне скажешь правду, и я попробую тебе помочь». И подросток поверил этому незнакомому человеку, который первым в его жизни показал ему, что он на его стороне. Он рассказал правду.

– И тогда он обнял меня за плечи и сказал: «Я тебе помогу, мы с тобой вылезем из этого», – вспоминает Илья. – Это меня подкупило. Я окончательно понял, что это тот человек, который сделает все от него зависящее, чтобы помочь мне. Несмотря на то, что моя правда горька, он готов был принять ее, понять меня, стать мне другом и дать мне шанс изменить мою жизнь. И он это сделал.

Наставник успокоил приемную мать Ильи, связавшись с ней по телефону. Он сообщил женщине, где находится Илья, и что он пока останется здесь, а затем вернется к занятиям и окончит школу. Он подключил юристов, которые смогли спасти паренька от тюрьмы, убедив правоохранителей, что подросток исправиться. Главное, что требовалось от Ильи, – выполнять взятые обязательства – работать над собой, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Этого не произошло в одночасье. Старые проблемы не ушли из жизни паренька столь быстро. Но рядом был человек, который его защищал, который рассказывал, как ему побороть прошлое, видел его лучшие стороны и верил в то, что Илья изменится.

«Наставник – это тот человек, который укажет путь и даст надежду»

– Да, я жил в том центре, в котором были очень хорошие условия, – вспоминает Илья. – Спонсоры нас не забывали и даже баловали: дарили и вещи воспитанникам, и добротную современную технику для самого центра. Но подарки, материальные блага – это то, что не всегда унесешь с собой, то, что состарится и, в конце концов, будет выброшено, заменено на новое и забудется. Главным было не это. Главным было то, что рядом был наставник – тот человек, который укажет путь и даст надежду. Надежду на то, что ты способен изменить свою жизнь. Конечно, наставник поможет тебе это сделать и подскажет, как найти для этого силы, но изменить свою жизнь ты должен сам. Ты и сам должен в себя поверить.

Когда Илья все же вернулся к учебе, окончил школу и ему пришло время получать профессию, его наставник снова поддержал: «Поступай туда, куда ты хочешь. Выбирай дело по душе. Я тебе помогу». И Илья поступил. Поступил сам. Без взяток и на бюджетной основе!

– Я с отличием окончил институт культуры. И лишь один из 12 своих сокурсников работаю по специальности, я востребован, – говорит Илья, который стал режиссером. – Те душевные силы, которые вложил в меня наставник, не пропали даром. 

А поступив, парень съездил домой. Он решил, что, пока он не уладит свой конфликт с матерью, это будет мешать ему жить, развиваться дальше. Он решил поговорить с ней, чтобы оставить ненависть в прошлом. И это ему удалось. Они простили друг друга. Илья приехал к женщине, которая его вырастила, уже совершенно новым человеком. Человеком, который состоялся.

Из собственного опыта мой собеседник усвоил, что наставник – это человек, который в твоей жизни направляет и подталкивает, дает тебе понять, что ты не одинок в этом мире.  

– Наставник не дарил мне подарков, не осыпал деньгами, он указывал мне путь, был рядом в трудную минуту, заставляя меня поверить в себя, в собственные силы. Поэтому я считаю, что наставником может быть любой человек, не зависимо от его материального или социального положения в обществе, который способен стать подростку другом, – считает Илья.

– Государство, игнорируя проблемы подростков, которые так и не обрели семью, упускает огромные ресурсы, которые могли бы его продвигать вперед, – считает Илья. – Сироты, если у них нет рядом таких людей, как наставник, сами становятся источниками проблем: в рядах выпускников интернатов высок процент преступности, бродяжничества, наркомании, проституции… Они рождают детей, не зная, как о них заботиться, потому что никто не заботился о них самих, не любил их и не учил, как заботиться, а главное – любить своих детей. Поэтому сироты часто сами оставляют своих детей сиротами. Но этот порочный круг можно прервать. Можно дать сироте если не семью, то наставника, и по результату увидеть, какой огромный потенциал заложен в этом ребенке-сироте. У сироты велик инстинкт выживания, борьбы за лучшую долю. Главное – направить этот потенциал в нужное русло, и можно будет убедиться, что сироты – это трудоспособные талантливые кадры, которые сделают и свое будущее, и будущее этой страны лучше.

 

… Илье школьные педагоги так и говорили: «Илья, у тебя два пути: либо – тюрьма, либо – Канны». Парадокс, но в Каннах собеседник уже побывал. Социальные ролики Ильи удостоены призов на международных фестивалях. Зная, как важна роль наставника в жизни ребёнка, Илья и сам не стоит в стороне от решения проблемы адаптации сирот, сотрудничает с организацией «Одна надежда», которая ищет и готовит наставников для детей из учреждений коллективной формы опеки и развивает наставничество по всей стране. Созданный Ильей социальный ролик «Одна надежда» рассказывает о работе выше названной организации, целью которой является подготовка наставников для того, чтобы таких историй успеха, как у Ильи, стало значительно больше. 

– Я счастлив. Я на собственном опыте убедился, что искренний вклад одного доброго человека способен полностью изменить судьбу ребенка, – уверен собеседник.

ИСТОЧНИК