Горячая линия 0800509001
ru
ru

Пример для ребенка, или Кто такой наставник. БЛОГ психолога Алены Лукьянчук, эксперта Гуманитарного штаба

24.04.2016

Помочь детям, лишенным семьи

В этом году Фондом Рината Ахметова начат проект "Наставничество для детей-сирот". Это не просто один из ряда проектов Фонда, это большой вклад в понимание самой проблемы сиротства.

До начала военных действий ежегодно в Украине сиротами становились около 8 тысяч детей. Сейчас цифру подсчитать сложно из-за перемещения семей, проблемы с временно оставленными под опекой детьми. Родители оставляют детей в центрах опеки в надежде, что заберут их, когда станут на ноги. Но все временное, как известно, очень быстро становится постоянным.

Не раз говорилось о том, что важно не только одевать и обувать детей, но и социализировать.

Социализировать не только в привычном понимании этого слова: обеспечить льготным местом в вузе или дать направление в училище. Вопрос, прежде всего, в самом подходе к личности ребенка и его жизни.

Насколько важна для ребенка семья, знают все. Не зря данные ЮНИСЕФ говорят, что только 12-14% детей из детских домов становятся интегрированными в социум людьми.

Мы можем постараться помочь детям, лишенным семьи, в формировании личности хотя бы частично.

Формирование личности

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Идентичность (лат. identicus - тождественный, одинаковый) - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эгосостояний. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте. Идентичность обусловливает способность к накоплению личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности в подверженном изменениям внешнем мире.

Другими словами, личность - это понятие больше социально-культурное, а идентичность более психологизированное.

Семья помогает сформировать идентичность, а общество - сформировать личность. Если же мы говорим о детях, лишенных семей, то сложно сказать, какие уровни идентичности могут сформироваться, если они общаются только с персоналом интернатов, который закреплен за ними и лишь выполняет свои функции.

Базовые вещи, на которых формируется идентичность, могут быть даны только внимательными, любящими и неравнодушными взрослыми.

От рождения ребенка и до 4-5 лет идет формирование базовой безопасности, которая отвечает за ощущения самого себя в мире. В этом возрасте ребенок "впитывает" все: ощущение был ли родитель терпелив и спокоен, удачными ли были первые контакты с внешним миром или нет. Весь опыт сохраняется на бессознательном уровне, и как программа реализуется дальше в жизни.

От 4 до 8 лет идет процесс формирования отношения к себе, к окружающим, процесс понимания чувств: любви, привязанности. Это та часть, которая помогает каждому из нас впоследствии формировать отношения с окружающими, ценить и строить их.

От 8 до17 лет формируется часть идентичности, отвечающая за социум, та самая социализация, которая помогает ребенку интегрироваться в социум, искать себя, учиться чему-то, ставить цели и достигать их, учиться конкуренции, понимать свой жизненный путь, не сдаваться и продолжать жить.

Эти три части и есть "базовый скелет" идентичности, на который впоследствии "нарастает" опыт.

В идеальном случае - семья помогает ребенку формировать идентичность. Это и первые слова поддержки "все будет хорошо, верь в себя", "ты самая красивая девочка на свете", и понимание отношений мужчины и женщины, дружбы, разочарования, успеха. Все это ребенок обсуждает с родителями в семье.

В случае, если ребенок лишен семьи, к 8-10-летнему возрасту у него формируется опыт того, что этот мир - не самое безопасное место и ощущение того, что его бросили. Возможно, его неоднократно унижали, били и обходились с ним не всегда хорошо. У него может отсутствовать понимание того, что такое отношения, что такое хорошее отношение, прежде всего к нему самому, что такое любовь. Он может иметь лишь общие представления о дружбе и совсем не иметь представления о себе в этом мире.

Важность наставничества

Наставник в какой-то мере может заменить ребенку семью, которой у него нет.

Он может сформировать недостающий опыт как в отношении ребенка к себе, если будет поддерживать его, так и в отношении к окружающему миру. Тем самым добавив немного базовой безопасности, давая понять, что у ребенка есть друг, к которому он может обратиться, опора. Наставник, поделившись своим опытом, может помочь ребенку найти себя, открыть дверь в большой мир. При этом неважно, насколько успешен и богат сам наставник, главное, чтобы он мог быть открыт с ребенком, заинтересован и неравнодушен. А дети, у которых совсем мало внутренней наполненности, будут впитывать все, чем с ними делятся. Именно поэтому дети из неполных "сложных" семей или дети-сироты так легко оказываются в плохих компаниях. Не потому, что у них "неблагополучные гены", как это принято считать, а потому, что их легче привлечь в большую компанию с любыми ценностями. И они будут впитывать любую информацию, любой опыт, без особого сопротивления. Потому что сопротивляться может только ребенок с уже имеющейся развитой идентичностью и своим опытом. А ребенок с "пустой" идентичностью жаден по отношению к любой информации и ценностям, неважно, хорошие они или плохие.

Наставник - как окно в мир, фундамент безопасности, пример отношения к ребенку.

Реализация наставничества для детей-сирот - это не просто хорошая идея, это возможность увеличить процент социализации этих детей в будущем.

А возможность выстроить систему домов семейного типа, которые заменили бы интернаты навсегда, позволит дать детям шанс на становление личности.

ИСТОЧНИК