Горячая линия 0800509001
ru
ru

СОВЕТ НАСТАВНИКАМ: как разрушить «стену» в отношениях с ребенком?

21.04.2017

Координатор проекта «Наставничество» Фонда Рината Ахметова в Мариуполе Екатерина Степанина дала несколько советов наставникам о том, как строить отношения с их воспитанниками, и рассказала о трудностях, которые могут случиться в процессе общения с подростком.

Строить отношения непросто, это требует много времени и усилий. Не так просто с первого раза, со второго или с третьего наладить контакт с ребенком, который в течение долгих лет строил вокруг себя кирпичик по кирпичику стену. Стену, за которой он прятался, которая не единожды спасала его от «чужой» точки зрения или слова, которая хоть иногда, в его воображении, создавала безопасное пространство и возможность скрыться от внешних и внутренних зажимов, от неудач, от отношения к нему других.

Это была его спасительная стена, стена, каждый день питавшаяся событиями с ней. А происходило разное. Взрослые занимались развешиванием ярлыков, чтобы сделать ребенка удобным для себя. Ярлыки эти передавались по мере того, как ребенок рос, переходил из класса в класс, переезжал из одного государственного учреждения в другое.

К его 12 годам стена вырастала все больше и больше. И вот она стала настолько огромной и прочной, что в ней не было ни капли просвета, куда бы мог проникнуть лучик солнышка.

Он защищался. Он прятался. Он боялся выпустить наружу то, что зрело в нем внутри. Он не видел, кому можно довериться, кто сможет, не осуждая, не читая длинных и скучных нотаций, просто принять его без всяких условий. Да, и встречаясь с людьми, он потерял надежду почувствовать хоть каплю искренней заботы и бескорыстного участия в своей жизни.

И тут появляется кто-то, кто заявляет, что намерен дружить, строить отношения с этим ребенком, кто-то, кто хочет понять его душу, кто настроен пройти вместе с ним много сложных моментов жизни. Его жизни.

У этих детей реальность происходящего формировалась из обломков, из тех картинок, которые помнило и хранило в себе сознание. Эти пазлы их мира были нарушены болью, жестоко обрезаны или порваны. Их очень трудно сейчас склеить, собрать воедино. На это нужно время. Для того чтобы нить доверия окрепла, придется приложить очень много усилий, ведь прошлое ребенка все еще будет рябить. И рябить оно будет до тех пор, пока не станет новой, целостной, полноценной реальностью, новыми чувствами, и этот процесс не быстрый.

Отношения строятся тогда, когда в их основе будут задействованы эмоции и интересы, когда включается «принятие» человека, когда взаимное доверие является тем фундаментом, на котором изначально строятся отношения пары.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью доверять, просто не всегда это осознаем, потому что некоторые вещи для нас привычны. Но если вдуматься, то когда мы, например, едем в автобусе или покупаем продукты, мы фактически доверяем свою жизнь водителю или продавцу. То же самое и с детьми: ребенок, впервые за много лет увидевший заинтересованность в себе и начавший слушать какие-то незнакомые, непонятные вещи, откуда может знать, что наставник, как и все другие, не морочит ему голову? Понять и проверить это он сможет только через некоторое время. А пока ему остается только одно: попытаться и довериться. И он пробует. Он делает этот шаг, он идет навстречу неизвестному.

Конечно, построение отношений, доверие друг другу – это тонкая нить, которую мы настроены укреплять. Замечали ли вы когда-нибудь, что, отматывая клубок ниток, мы можем выйти к истоку, к корню проблемы? Собирая переплетенные нити, можно начать заново. Можно вернуть прошлое и «собрать» эти нарушенные болью фрагменты жизни ребенка в новый рисунок. Цельный. Содержательный. Качественный. В этих отношениях наставник может показать направление движения, дать ребенку новый ракурс, помочь увидеть сильные стороны.

В этой работе – сама жизнь. Это гораздо интереснее игры-стратегии, так как в нашем случае речь идет не о какой-то надуманной концепции игровой индустрии, а о человековедении – внутреннем посыле, в котором нам никак не удастся обойтись одной лишь теорией. От всех участников процесса потребуется постоянная работа над собой и полный пересмотр жизненных установок. Это меняет, это дает новые возможности.

Доверие не требует аргументов и доказательств. Доверяя кому-либо, мы полагаемся исключительно на свои чувства. Дети устроены так же. Это нелегкий путь, особенно поначалу. Но постепенно можно научиться получать удовольствие от преодоления препятствий вместе, и награда не заставит себя ждать. Чудеса будут происходить с вами на каждом шагу. С каждой обычной улыбкой ребенка, с его заинтересованностью в вас, с каждой новой встречей отношения будут укрепляться.

Спросите свое сердце – и оно вам подскажет. Вспомните свою детскую мечту. Это память на уровне подсознания. Выньте из глубин своей души именно те образы, которые особенно милы вам. Прислушайтесь к себе – и вы найдете те ощущения, в которых больше всего нуждается ребенок. Ищите, пробуйте, экспериментируйте – и у вас обязательно получится!

ИСТОЧНИК