Горячая линия 0800509001
ru
ru

СОВЕТЫ НАСТАВНИКАМ: Как правильно выбрать учебное заведение?

14.04.2017

Выбор учебного заведения – очень важный шаг для выпускника интерната. Наставнику необходимо в этот момент быть рядом и помочь советом по главным вопросам: как составить список возможных учебных заведений и выбрать одно из них? Екатерина Степанина, координатор проекта  «Наставничество» Фонда Рината Ахметова в Мариуполе, подготовила свои рекомендации наставникам:

Еще до начала последнего года обучения в школе-интернате (или хотя бы в начале этого последнего учебного года) наставник вместе с ребенком может связаться с рядом учебных заведений, представляющих для него интерес. Используя справочные издания, следует подобрать подходящее учебное заведение с учетом значимых для ребенка факторов выбора профессионального образования.

Очень важно, дать возможность ребенку охарактеризовать выбранное им учебное заведение по таким пунктам:

  1. к какому типу относится учебное заведение;
  2. имеет ли оно лицензию и государственную аккредитацию;
  3. является государственным или частным;
  4. обучение выбранной профессии ведется на бюджетной основе или на коммерческой;
  5. какой уровень образования может получить ребенок в этом учебном заведении;
  6. какие формы обучения представлены;
  7. как называется интересующая его специальность;
  8. имеются ли подготовительные курсы;
  9. каковы условия приема в данное учебное заведение;
  10. какие документы нужно предоставить в приемную комиссию;
  11. в какие сроки нужно подавать заявление;
  12. в какой форме проходят вступительные испытания (экзамены, творческие конкурсы);
  13. по каким предметам проводятся экзамены;
  14. учитывает ли учебное заведение результаты ВНО;
  15. какова продолжительность обучения;
  16. предполагает ли профессия ограничения по здоровью или требования к наличию определенных способностей;
  17. есть ли у ребенка льготы при поступлении в данное учебное заведение;
  18. высока ли вероятность трудоустройства после выпуска;
  19. какая транспортная доступность этого учебного заведения;
  20. есть ли возможность обучения на полном государственном обеспечении (в том числе, проживание в общежитии)
  21. проводит ли учебное заведение дни открытых дверей или ярмарки учебных мест.

Как старший друг наставник может помочь подростку принять мудрое решение при выборе жизненной перспективы. Очень важно внимательно выслушать. Узнать, что значимо для ребенка, каковы его интересы и приоритеты, чего он боится. Важно быть внимательным не только к словам, но и к тому, как он говорит (к эмоциям и мотивациям, скрывающимися за словами). Верным здесь будет понять ребенка, попытаться выслушать и тогда наставнику будет проще увидеть ситуацию с точки зрения воспитанника. Возможно, поставить себя на его место и ответить на вопрос: что чувствует подросток в новой для него ситуации?

Не менее важно поддержать ребенка, показав, что вы любите его и верите в него, какие бы у него ни были проблемы с учебой. Именно вы можете проявить больше понимания, если ободрите подростка мыслью о том, что в конечном итоге ценность человека измеряется не учебным заведением, которое он окончил, а тем, как он применяет полученные знания.

Необходимо не только объяснить воспитаннику, как важен выбор учебного заведения, но и убедиться, что он сам принял данное решение. Как только вы вместе с ребенком достигли стадии перехода из школьной во взрослую жизнь, постарайтесь позволить ему самому принимать решение. Помните, он уже давно думает об этом…